Мотивация пользователей в Веб 2.0 проектах

Я давно наблюдаю за Веб 2.0 проектами, и с точки зрения технологий, и с организационно-маркетинговой для чего они собственно создаются. Если с технологиями всё более менее понятно, то бизнес-модели оказываются чуть ли не напрямую завязаны даже не на качество реализации, а на способность привлечь пользователя изначальной идеей.

Я выделяю следующие основные принципы мотивации:

1. Потребность / Удобство.
2. Выгода.
3. Интерес.
4. Среда / окружение.

В термин потребность я вкладываю те услуги и возможности которые закрывают проблемы или, говоря иначе, потребности пользователя.
Услуги основанные на потребности впервую очередь призваны сделать жизнь пользователя комфортнее, избавить его от имеющегося неудобства. Классической службой основанной на потребности является Plaxo. Без неё можно прожить, она не приносит прямой прибыли пользователям, но закрывает очень важную проблему и многие готовы стать её платными подписчиками.

Под Выгодой я понимаю предоставление возможности пользователю получить прибыль или иное материальное поощерение за участие в сети. Например, Google Coop в части получения прибыли с рекламы — это получени прибыли. Точно также можно сказать и про News2.ru где ньюсы можно поменять на что-либо более осязаемое по договорённости с рекламодателем. К выгоде практически на 100% можно и отнести Google Apps поскольку основной аргумент в сторону их использование — это снижение затрат на создание собственной инфраструктуры ведения документов, управления почтовым сервером или календарём.

И Интерес заключается в привлечении человека к тому что ему Интересно, любопытно, даёт какие-либо возможности, но, в то же время,не является чем-либо безусловно необходимым. Присоединясь к социальной сети основанной на интересе пользователь не получает явной выгоды равно как и не закрывает личных проблем, он только получает новые возможности.

И наконец Среда — это когда интерес участия в социальной среде подкрепляется обратной связью с другими участниками и участие означает возможность расширить круг своего общения и сохранить текущий. Наиболее яркие примеры которой — это Livejournal или MySpace. Среда — это развитие системы от простого любопытства пользователя в сторону погружения во взаимодействие с другими внутри него. Практически всегда мотивация на уровне создания среды подразумевает или специализацию социальной сети или специализацию по сообществам внутри неё. Например, itblogs.ru — это успешный пример специализированной социальной сети, а Livejournal и Myspace — настраиваемой специализации.

Ещё несколько примеров:


Потребность:
1. Поддержание бизнес контактов -LinkedIn, Moikrug.
2. Ведение личных контактов — Plaxo, Funamboil.

Выгода:
1. Размещение рекламы- Google Coop, News2.ru
2. Снижение затрат — Google Apps
3. Управление финансами — BlinkSale
4. Доступ к специализированной информации — Google Maps, Yahoo Maps
5. Специализированные- DabbleDB, BackpackIT, Basecamp, CreateWorkspace

Интерес:
1. Личные поисковые машины — Rollyo, Google Coop, Yahoo MyWeb.
2. Ведение блогов — Livejournal, Liveinternet.
3. Службы хостинга фотографий. — Flickr.
4. Службы закладок — del.icio.us, bobrdobr.ru, toodoo.ru, memori.ru,

Среда
1. Ведение блогов — Livejournal, Liveinternet.
2. Сообщества — MySpace

В чём принципиальные отличия этих основных способов мотивации так это в их бизнес модели.
Бизнес модели построенные на мотивации пользователя на основе его потребностей и выгоды будут успешны даже при отсутствии массового вовлечения пользователей. Такие проекты могут успешно существовать даже если пользователей будут тысячи, но даже не десятки тысяч и самое сложное в них — это найти правильную бизнес-идею и обеспечить ей качественную реализацию.

К примеру, Google Coop, за счёт возможности размещения рекламы и заработка на ней, а также снижению затрат на создание своего поисковика очень быстро обрёл популярность у вебмастеров. При том что я сомневаюсь что Google Coops приносит прибыль самому Google, он приносит прибыль косвенно привлекая к другим их проектам и продвигая бренд. А вот Google Apps вполне коммерческая затея с большим потенциалом. Но таких проектов мало, основная проблема которая стоит при их создание — это наличие эффективной бизнес идеи. Пользователи будут готовы платить и делать это с удовольствием, если будут знать что выигрывают они гораздо больше.

Но проектов построенных на потребностях немного, большинство из них построены на интересе, когда от того пользуется ли им человек или нет, не влияет ни на его благосостояние, ни на снижение расхода нервных клеток. Как следствие потенциальный пользователь трижды и четырежды подумает об оплате участия в таких сетях и большинство из них рассчитаны на массовость, рекламный бизнес или же помощь в раскрутке своего бренда и поддержке других проектов/систем.

«Пузырь Веб 2.0» в виде массового появления веб 2.0 проектов заключается в том что около 80% подобных проектов основаны на не на потребностях, а на интересе. Конкуренция здесь неимоверна и постоянна, ибо чуть ли не единственный источник дохода — реклама напрямую зависит от числа активных посетителей. В итоге мы имеем то что мы имеем — десятки чуть ли не идентичных ресурсов.

И наконец мотивация уровня среды. Среда — это в первую очередь круг общения завязанный на бренд. Фактически среда — это логическое продолжение мотивации на интересе создавая потребность участия в этой социальной сети. Ведение блогов в системах являющихся средами постоянно подогревается как чтением блогв друзей, так и привыканием, стремлением к самовыражению, пиару если угодно. Как следствие проекты основанные на построение такой среды как правило обладают гибридной бизнес моделью. Они как предоставляют платные услуги, так и обладают большим и более целевым рекламным потенциалом.

Мне лично очень нравятся проекты и воплощённые в них идеи основанные на закрытие потребностей пользователей или создания среды общения. Их пользователи более лояльны, меньше зависят от моды и рекламного рынка. Все же проекты основанные на интересе фактически рискуют в итоге не состоятся и их шанс быть успешными напрямую зависит от того будут ли способны их владельцы превратить любопытство пользователей в каждодневную потребность.

Это же кстати и ответ на вопрос возможно ли использование идей из Веб 2.0 применительно к активностям государства. Ключевое здесь — мотивация довольно инертной части общества. Если найдутся идеи которые будут способны создавать мотивацию от потребности, то это более чем возможно.

About This Author

  • http://okavokin.moikrug.ru/ ok

    Важным элементом мотивации пользователей к участию в социальных сетях является возможность самоидентификации. Эффективность социальной сети для каждого участника зависит от степени его причастности к брендам, которые составляют основу сети.

    В наиболее мощной сети каждый член должен иметь возможность присоединиться к сообществам потребителей всех брендов, к которым он по какой-либо причине лоялен. То есть, сеть должна отличаться отсутствием какой-либо специализации. Кроме того, сеть должна иметь ресурсы для предоставления информации о бренде на всех глубинах восприятия – от поверхностно-эмоционального до глубинно-технологического.
    Для каждого участника такой сети она будет представлять ценность независимо от сопутствующих выгод и сервисов и даже в том случае, если участник будет всего лишь потребителем информации, размещаемой в сети другими участниками.

    Коммерческий аспект социальной сети базируется на возможности создавать мощные кластеры людей, лояльных определенным брендам, предоставляя владельцам этих брендов широчайшие возможности по продвижению и получению обратной связи.

  • http://upakuem-vse.ru/ фасовка орехов

    спасибо за емкую статью

Яндекс.Метрика