Мир как поток и совокупность информации. О шаблонности восприятии мира

Чтобы описать то что я хочу раскрыть далее, мне будет необходимо раскрыть часть понятий которые могут показаться очевидными, но тем не менее необходимых для полного раскрытия темы.

Если сложить вместе такие понятия как социальные шаблоны, шаблоны поведения, шаблоны мышления и общепринятые ассоциации то их можно назвать шаблонами мировосприятия или шаблонами среды.

Прежде чем продолжить необходимо дать определение подобного шаблона.

Шаблон среды — это набор правил, не статичный, но способный изменяться в пределах заданных характеристик и при этом описывающий формы проявления тех или иных явлений образуемых системообразущими факторами.

Системообразующий фактор — это базовая концепция в потребность которой является обязательной для рассматриваемой нами среды, системы.

Форма проявления фактора —  измеримая характеристика фактора определяющая его воздействие на среду и участников.

В свою очередь шаблоны мировосприятия — это шаблоны среды где в качестве среды рассматривается отдельный человек, группа людей и социум вцелом.

Общий смысл в том что помимо того что мир воздействует на человека, каждый человек ещё и сам воздействует/взаимодействует с миром и подавляющее число взаимодействий подчиняется определённым шаблонам.

В основном это шаблоны социально-поведенческие, о них хорошо знают психологи, социологи и рекламщики для предсказания поведения человека в той или иной ситуации. В свою очередь эти шаблоны не статичны, они меняются под влияением трендов, различаются в зависимости от социальных групп и так далее.

Но шаблоны взаимодействия с миром отнюдь не ограничиваются шаблонами поведения. Многие проявления шаблонности выражаются и в материальном мире, в результатах работы и физических предметах. В том что мы делаем, как мы делаем и какую форму это обретает всё это подчиняется правилам, которые могут быть незаметны, могут быть неосознаваемы, но тем не менее присутствуют.

Например, почему мы в большинстве случае можем определить возраст, пол и социальный статус человека по его внешнему виду? Поскольку наш мозг, явно или неявно, сопоставляет увиденную картинку с набором накопленных типовых ассоциаций. Эти ассоциации и есть связь внутренних шаблонов восприятия мира, с поступающей извне информацией. И, хотя способность подобного соотнесения индивидуальна, тем не менее есть общие принципы того как это происходит.

Особенность в том что большинство людей зарабатывающих хоть какие-то деньги имеют возможность управления своим внешним видом и их внешний вид — это канал их взаимодействия с миром и шаблон для их восприятия другими людьми (и не только людьми, но и животными, алгоритмами распознавания).

Рассмотрим другой пример — вывески магазинов. Главная цель использования вывесок — это донесение до потенциальных покупателей о том что у них есть возможность приобрести товар. Иначе говоря — вывеска является одной из форм соотнесения материального объекта (помещения) с определённой категорией его использования. Если мы ещё более детально взглянем на них то сможем определить что:

1. Все вывески являются физическими материальными объектами находящимися физически недалеко от ассоциированного с ними объекта или же содержат информацию о расстоянии до этого объекта.

2. Форма представления информации на вывеске нацелена на усвоение информации на различных расстояниях местонахождения.

3. Подавляющее число вывесок имеют чёткие цветовые и физические границы.

4. Подавляющее число вывесок имеют ограниченное число смысловых элементов в форме представления. Как правило, это надпись/надписи, логотип, изображение.

По совокупности описания мы можем рассматривать вывески как шаблон, как форму подачи информации. Данный шаблон может варьироваться в рамках ряда заданных правил. Может быть более или менее распространённым, но по сути на него будут действовать всего 4 фактора которые я приведу в упрощённом виде:

1. Ограничения по площади и характеру размещения.

2. Ограничения по технологии изготовления.

3. Ограничения по мировосприятию заказчика.

4. Ограничения по мировосприятию исполнителя вывески.

Причём в последних двух факторах присутствуют фактор понимания у заказчика и исполнителя шаблонов восприятия информации конечными посетителями. Эти шаблоны также укладываются в ряд базовых схем восприятия — изображения, надписи как частный вариант изображения, создание ассоциативных связей и других.

Важнее здесь то что весь наш мир, в первую очередь мир внутренний в его соприкосновеннии с внешней информацией, состоит из перевода окружающей, шаблонной информации в понятную форму. Можно сказать что в голове каждого работает эдакий внутренний семантический переводчик который трансформирует внешние сигналы в осмысленную информации.

Например, увидев на двери одну из надписей «с 10 до 19», «10-19», «с 10:00 до 19:00», даже не придётся задумываться о том что эта надпись показывает время работы организации за данной дверью. Не придётся задумываться поскольку сейчас это одна из уже общепринятых и очевидных форм кодирования информации в максимально понятном каждому виде. Ведь не пишут же на дверях «от заказа до рассвета», «с десяти часов утра до девятнадцати часов вечера» или «36000 — 68400» (36000 — это 10 часов в секундах от 00:00, 68400 — это 19 часов в секундах от 00:00).

Не пишут по множеству причин, начиная от понятности надписи каждому, продолжая экономией места и краски и скоростью усвоения информации при прочтении. Не пишут поскольку восприятие дат закладывается в каждого ещё при воспитании чуть ли не с детского сада и найти сейчас неграмотного человека который не смог бы считать и читать дату и время очень и очень сложно.

Информация о датах — это лишь один из примеров кодирующих меток, использования идентификационных шаблонов восприятия для ускоренной передачи информации её потребителю. Точно также к подобным кодирующим меткам можно отнести:

  • символы мировых брендов;
  • автомобильные знаки;
  • сигналы светофора;
  • метки стирки на белье;

Плюс многое и многое другое в окружающем нас мире.

Но кроме кодирования реальности, которое основанного на заранее определённых узнаваемых метках, есть множество шаблонов являющихся проявлениями социо-культурной среды и являющихся её проявлениями. И именно эти социо-культурные шаблоны, шаблоны среды и являются источниками создания кодирующих меток и других формализованных шаблонов.

В психологии и социологии есть немало работ посвящённых типизации человеческих характеров, описаний поведенческих моделей, но мало и редко затрагивается тема о том каким образом люди того или иного типа характера воспринимают реальность (с информационной точки зрения) и какую свою лепту они вносят в информационное наполнение мира. Единственная область где эта тема раскрывается хоть как-то — это медиа-бизнес, реклама и политика. Но и там везде затрагивается лишь, своя, малая часть шаблона среды анализ которой проводится.

Ключевым во всём этом является то что мир заполнен шаблонами как вне так и внутри. Само общество в котором мы находимся, как явно, так и неявно формирует у нас модели восприятия и воздействия на мир и число этих моделей отнюдь не бесконечно и, более того, вполне осознаваемо.

Ограниченность подобных моделей восприятия, приводит и к органиченности числа воспринимаемых и производимых форм представления информации в рамках данной среды. А ограниченность форм приводит уже к возможности анализа, в том числе и автоматизированного, среды с точки зрения типовых форм и их проявления.

Например, предположим что в системы управления видеокамерами встраивают механизм анализа одежды человека. Специальная программа определяет то во что человек одет и размеры одежды. Принцип такого анализа лежит в области конечности форм, вариаций одежды в которой ходит 99% людей. И даже если система не сможет распознать как одежду людей с розовыми желатиновыми шариками налепленными на голое тело, костюмы из страусиных перьев или шляпы в форме бога-крокодила, тем не менее она сможет распознать 99% остальных и выявить аномалии в рассмотренных случаях. При этом немаловажно отметить что выбор одежды — это социально-культурный фактор определяемый в первую очередь человеческой средой и распознавание шаблонов одежды, по сути, есть распознавание отражения шаблонов среды на конкретного человека в ней находящегося.

Всё это для меня означает лишь одно. Все явления и их материальное отражение имеющие человеческую природу подверженны шаблонизации, приведении к ограниченному числу форм адаптируемых средой. Реже физические особенности материальных объектов сами становятся шаблонами для других объектов, но и это, является ничем иным как информационной адаптацией среды к новым условиям.

В последующих записях я постараюсь, всё же, дойти до раскрытия понятия «информационная психология», и, возможно, раскрыть чуть подробнее тему «неуникальной уникальности», иллюзии собственной уникальности человека в информационном мире.

About This Author

  • Сергей

    > В психологии и социологии есть немало работ посвящённых типизации человеческих характеров,
    > описаний поведенческих моделей, но мало и редко затрагивается тема о том каким образом люди того > или иного типа характера воспринимают реальность (с информационной точки зрения)

    А разве соционика этого не делает? Там даже есть свой термин — ТИМ (Тип Информационного Метаболизма).

  • http://ivan.begtin.name ivbeg

    Соционика в большей степени ориентирована на типирование человека, чем на типирование человека в информационной среде. У неё другой акцент и другие цели, например, в соционике отсутствует или слабовыражена связь с символизмом, его внутренним и внешним причинам.
    Хотя я и согласен что в некоторых вопросах типизации человеческого мышления от соционики есть польза.

  • 9000

    Про узость достаточного спектра восприятия отлично, спасибо.

  • AP

    Шаблоны/обобщения — зло. Вот, в качестве иллюстрации придумал порочный круг шаблонизирования/обобщения в котором образ, породивший мысль, изменяется у воспринимающего донельзя:

    1. Мысли зажаты в текст,
    2. Текст зажат в слова,
    3. Слова зажаты в восприятие,
    4. Восприятие зажато в опыт,
    5. Опыт зажат в среду (environment),
    6. Среда зажата в ценности,
    7. Ценности зажаты в мысли.

    Ужас. И ведь все является проявлением/обобщением вышестоящей сущности. Масштабы ужаса ужасают. Смысл теряется на каждом шагу.

    Но есть и другая сторона вопроса:
    1. Не обобщая мы не выявим предмета познания.
    2. Не обобщая мы не сможем воспринимать.
    3. Не обобщая мы не сможем математизировать.

    Еще, я бы в этих изысканиях сместил акцент с вопросов восприятия на вопросы жизнедеятельности. Философия — хорошо. Практика/наука — лучше. Например, онтологии невозможны без шаблонизации. А именно они считаются двигателем следующего скачка в развитии той среды, где мы общаемся.

Яндекс.Метрика